И еще об авто на еврономерах

Бывают дни, когда катаясь по Киеву я замечаю, что каждый четвертый автомобиль - с европейской регистрацией. Как правило, литовский. Поэтому предлагаю поговорить о литовских номерах, чтобы понять откуда они взялись и почему.
Предыстория
2016-й год. "Среднему" украинцу в который раз жить стало лучше. Каждый, думаю, это ощутил. Ощутил настолько, что многие даже стали задумываться о работе в Uber.
Те, кто году в 2014-м собирался купить новое авто, очень быстро поняли, что этот план надо отложить до неопределенного момента.
Дело в том, что украинское законодательство выстроено так, что большей частью защищает интересы местных феодалов типа Васадзе с его ланосами и богданами. Но никак не стимулирует улучшение качества автомобилей в стране, а также качества дорог.
Вместе с тем, желание ездить комфортно у народа никуда не исчезло. А покупать ланос или ладу за 8-9 тысяч долларов - не лучшая идея. До какого-то момента спасали бюджетные китайцы. Но народ все равно искал другой вариант.
И таким вариантом стала найденная кем-то лазейка с европейскими автомобилями. Юристы придумали почти безболезненную схему ввоза литовских автомобилей без драконовской растаможки.
Схема работает так:
В большинстве случаев речь идет о литовских и польских автомобилях до 2010 года выпуска. По той причине, что позже в Евросоюзе были введены в действие обновленные нормы ЕВРО-5. И автомобили до 2010 года сильно подешевели. Их стали скупать за бесценок фирмы, занимающиеся экспортом авто в Украину. Чтобы в дальнейшем немного заработать на их перепродаже.
Но о продаже в чистом виде речь не идет. Украинцы, желающие приобрести литовский автомобиль, получают доверенность на право управления. Лет на 50. Таким образом, понятно, что собственником автомобиля является юридическое лицо в Литве.
Автомобиль ввозится в Украину по схеме транзита. С обязательством выехать дней через 10. Но по факту остается в Украине. В результате этого лицу, въехавшему на литовском автомобиле в Украину, начисляется штраф в размере 8,5 тыс. грн. Этот штраф, как правило, при эксплуатации в Украине не платится.
8500 грн. - 1 раз в 5 лет
Чтобы автомобиль не сняли с регистрации в Литве, необходимо раз в 5 лет проходить техосмотр. Для этого нужно раз в 5 лет съездить в Литву, заплатив на украинской границе начисленный штраф - 8,5 тыс. грн. Хотя тут тоже не так всё однозначно. Ведь теоретически можно приехать на границу с решением суда об установлении факта истечения срока взыскания штрафа. Посмотрим, как это будет на практике.
Но даже уплата штрафа раз в пять лет - это намного меньше, чем уплата всех пошлин, необходимых для растаможки литовского авто. Именно поэтому многие люди выбирают возможность ездить уже сейчас на недорогом автомобиле из Европы и в хорошем состоянии вместо нового ланоса, матиза или жигулей.
Просто посчитайте свои расходы за 5 лет при покупке нового авто из салона в Украине и сравните с теми же расходами на покупку авто из Литвы. Мне кажется, разница более чем очевидна. Даже если сравнивать идентичные авто - тоже. Давайте попробуем.
Skoda Fabia, 1.2 l., Хэтчбек, 2009 года, пробег - 120 тысяч
Данный автомобиль найден на популярном сайте поиска авто в литве - Автоплиус (или Автоплюс, как его называют).
Вот ссылка на объявление: Ссылка на Автоплиус
Его стоимость в Литве - 2900 евро. Примерная стоимость при заказе в Украину через посредника - около 3500-3700 евро. Или меньше. И раз в пять лет - еще 8500 грн. + стоимость поездки на границу Литвы и прохождение техосмотра. А вторые 5 лет автомобиль, может быть, и не проживет.
Аналогичный автомобиль в Украине продают за 6500-7000 долларов. Вот ссылка на поиск с Авториа: Найти шкоду Фабиа 1,2
Разница в цене - минимум процентов 40. За авто, которое работало на качественном литовском бензине. И это первое, что попалось. Вопрос: почему людям нужно переплачивать за украинский автохлам?
Какие могут быть риски при покупке литовского авто?
- Покупатель не является фактическим собственником (ну и ладно, авто покупается для того, чтобы на нем ездить, а не передавать в залог);
- Продать такое авто можно только по доверенности (вполне нормально, так и раньше делали);
- Вероятность административного штрафа 8500 грн. раз в 5 лет (это расходы, которые уже заложены в стоимость, и все равно не снижают выгоду);
- Может быть, изменится законодательство (до новых выборов - вряд ли. Злить 2 миллиона людей с европейскими авто - себе дороже. Но если изменится - можно сдать авто на разборку за 1-1,5 тысячи евро);
- Фирма, через которую куплен литовский автомобиль, передумает и решит вернуть автомобиль (из области фантастики. К тому же, найти автомобиль в Украине не так-то просто и совсем не дешево. Да и фирмам выгоднее создавать хороший имидж, чем заниматься обманом. Не стоит оно того).
Мой вывод прост
На фоне падения уровня жизни многие украинцы увидели в импорте дешевых машин из ЕС хорошую возможность. Возможность ездить комфортно. Без уплаты огромных налогов. И эту возможность они готовы защищать любыми методами. Уже сейчас организовываются сообщества и ассоциации владельцев европейских автомобилей. И со временем их будет только больше и больше.
П.С.
Кстати, использовать такие авто для работы в Uber тоже вполне нормально. А вопрос ответственности при ДТП, который многих беспокоит, лежит больше не в юридической плоскости, а в плоскости личного отношения. Ведь страховки у водителей автомобилей на украинской регистрации и на литовской - абсолютно одинаковые.
И еще один П.С.
С общественным мнением относительно литовских автомобилей в интересах некоторых украинских игроков на рынке авто очень серьезно работают пиар-агентства. Поэтому постарайтесь объективно взвешивать информацию, которая на Вас льется из разных источников)
Лично я не вижу в литовских авто ничего плохого.